Строительные материалы и конструктивные части зданий
учебно-методический материал на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Строительные материалы и конструктивные части зданий» предназначена для изучения строительных материалов и конструктивных частей зданий в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена специальностей.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы : дисциплина « Строительные материалы и конструктивные части зданий» изучается как базовый учебный предмет общепрофессионального цикла, ОП.03
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен:
— визуально определять вид строительного материала,
— классифицировать материал по применению в зависимости от его свойств;
— классификацию, номенклатуру, качественные показатели, область применения строительных материалов;
— физические, механические, химические, биологические и эксплуатационные свойства.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 208 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 138 часов;
самостоятельной работы обучающегося 70 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
практические занятия (семинары)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме : экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Строительные материалы и конструктивные части зданий»
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Роль строительных материалов в строительстве. Краткая история развития строительных материалов. Классификация строительных материалов. Материалы общего назначения и специальные.
Стандартизация строительных материалов, виды стандартизации (ГОСТ, ТУ, технические требования, методы испытаний).
Раздел № 1 Основные свойства строительных материалов
Тема 1.1 Свойства, строение и состав строительных материалов. Физические свойства материалов.
Понятие средняя плотность и факторы, влияющие на нее. Истинная плотность, как характеристика вещества, из которого состоит материал. Пористость (количественная и качественная характеристика пористости) и ее связь с другими свойствами материала. Расчет пористости по значениям средней и истиной плотности.
Гидрофизические свойства материалов (водопоглащение, гигроскопичность, гидрофобность). Влажность как параметр состояния материала. Морозостойкость и ее зависимость от пористости и водопоглощения.
Теплофизические свойства материала (теплоемкость, теплопроводность) и их связь со структурой и состоянием материала. Огнестойкость и огнеупорность. В результате изучения дисциплины
Лабораторная работа № 1 Определение плотности, водопоглощения
Внеаудиторная самостоятельная работа: написать рефераты
Тема 1.2 Механические свойства материалов
Понятие о прочности материалов. Виды прочности (при сжатии, при растяжении, при изгибе и срезе). Факторы, влияющие на прочность. Водостойкость Разрушающие и неразрушающие методы контроля прочности. Пластичность упругость, хрупкость. Твердость.
Лабораторная работа № 2 Определение прочности и водостойкости строительных материалов
Внеаудиторная самостоятельная работа: творческая работа
Тема 1.3 Долговечность и старение материалов
Факторы, вызывающие изменение структурного и химического составе органических и неорганических материалов. Понятие о деструкции и структурировании. Коррозия материалов. Биоразрушения.
Внеаудиторная самостоятельная работа: написать рефераты
Раздел № 2 Природные каменные материалы
Главнейшие горные породы, применяемые в строительстве
Классификация горных пород по происхождению. Главнейшие породы, применяемые в строительстве: магматические (глубинные и излившиеся ), осадочные: рыхлые и плотные (известняки, песчаники), метаморфические (мрамор). Породы используемые для облицовки (внешней и внутренней), покрытия полов, возведения стен. Методы добычи и отработки горных пород. Горные породы как сырье для производства строительных материалов. Долговечность природных каменных материалов.
Лабораторная работа № 3 Определение долговечности кирпича
Раздел № 3 Керамические и стеклянные материалы
Тема 3.1 Общие сведения о керамике. Стеновая и отделочная керамика.
Сырьевая база керамики, основы технологии, главнейшие свойства керамики Номенклатура керамических изделий, специальные керамические изделия.
Кирпич и камни стеновые. Основные свойства; марки. Лицевой кирпич Отделочные керамические материалы: фасадные плитки, плитки для внутренне! отделки, плитки для полов. Черепица керамическая.
Лабораторная работа № 4 Оценка соответствия кирпича требованиям стандарта
Внеаудиторная самостоятельная работа: составить графструктуры
Тема 3.2 Строительное стекло
Основы технологии стекла (сырьевая база, сварка стекла, формование изделий). Главнейшие виды стеклоизделий строительного назначения. Листовое стекло, обычное и специальные, стеклопакеты, стеклоблоки. Стекло и тепловой режим помещения.
Внеаудиторная самостоятельная работа: составить графструктуры
Раздел № 4 Металлы
Тема 4.1 Общие сведения о металлах. Чёрные металлы. Цветные металлы.
Понятие «металлы». Основные свойства металлов. Классификация металлов и сплавов. Цветные металлы, их применение в строительстве.
Понятие о чугуне и стали их свойства. Марки стали (основные понятия). Основные изделия строительного назначения из стали (прокат, трубы, арматурная сталь). Коррозия металлов и меры борьбы с ней. Защита стальных конструкций от пожара.
Внеаудиторная самостоятельная работа: написать рефераты
Раздел № 5 Древесные материалы
Свойства древесины. Применение древесины.
Строение древесины (макро — и микроструктура). Связь, свойства древесины с ее строением. Гигроскопичность и влажность древесины. Равновесная и стандартная влажность. Пороки древесины. Меры повышения гнилостойкости и стойкости к возгоранию.
Лабораторная работа № 5 Определение влажности, усушки и прочности древесины
Внеаудиторная самостоятельная работа: составить кроссворды
Раздел № 6 Вяжущие вещества
Общие сведения о вяжущих материалах. Портландцемент. Гипс и известь строительные.
Понятие «Вяжущие вещества». Роль вяжущих в строительстве. Классификация вяжущих. Глина как простейшее вяжущее вещество.
Внеаудиторная самостоятельная работа: написать рефераты
Органические вяжущие материалы.
Органические вяжущие вещества делят на две основные группы: битумные и дегтевые.
Внеаудиторная самостоятельная работа: составить ребусы
Раздел № 7 Строительные растворы, бетоны и материалы на их основе
Строительные растворы и растворные смеси. Области применения и свойства. Классификация растворов, простые и смешанные растворы (гипсовые, известковые, цементные, известково — цементные и др.)
Понятие «бетон». Главнейшие преимущества бетонов (состав, технология, свойства). Классификация бетонов. Тяжелый бетон.
Факторы, влияющие на свойства бетона. Основной закон прочности бетона. Марка и класс бетона. Неразрушающие методы определения прочности бетона. Коррозия тяжелого бетона в пресных и минеральных водах. Легкие бетоны.
Внеаудиторная самостоятельная работа: написать рефераты
Раздел № 8 Полимерные материалы
Тема 8.1 Главнейшие полимеры.
Понятие мономер, полимер. Различия в строении и свойствах термопластичных и термореактивных полимеров. Физическое состояние полимерных продуктов (гранулы, порошки, растворы, водные дисперсии). Основные полимеры, применяемые в строительстве: полиэтилен, поливинил хлорид, полистирол, поливинил ацетат, синтетические каучуки, полиэфиры, эпоксидные и кремний органические полимеры.
Внеаудиторная самостоятельная работа: написать рефераты
Раздел № 9 Специальные строительные материалы
Роль крыши в архитектурном облике здания. Классификация кровельных материалов. Основные показатели, характеризующие свойства кровельных материалов. Рулонные материалы, штучные, листовые, мембранные и мастичные. Сравнительная характеристика главнейших кровельных материалов.
Раздел 10. Основы архитектурно-строительного проектирования
Тема 10.1 Общие положения по проектированию зданий и сооружений.
Инженерно-экономические изыскания для строительства, задание на проектирование, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации; стадийность проектирования, типовые повторно применяемые и индивидуальные проекты. Состав и содержание проектной документации на строительство и реконструкцию зданий. Состав и содержание исполнительной документации.
Внеаудиторная самостоятельная работа: составить тесты, ребусы, кроссворды.
Тема 10.2 Типизация, унификация и модульная координация размеров в строительстве
Типизация, стандартизация, унификация и взаимозаменяемость конструктивных элементов в строительстве. Расположение и взаимосвязь основных элементов здания. Модульная координация объемно-планировочных параметров и размеров конструктивных элементов зданий и сооружений, шаг, пролет, высота этажа, высота помещения. Правила привязки несущих конструктивных элементов к координационным осям. Правила выполнения чертежей планов, разрезов, фасадов, основных узлов и сопряжений.
Практическая работа №1.Правила выполнения чертежей планов и разрезов, правила привязки.
Внеаудиторная самостоятельная работа: произвести привязку несущих конструктивных элементов
Раздел 11. Конструктивные системы, конструктивные элементы и конструкции гражданских зданий
Конструктивные и строительные системы зданий
Общие сведения о нагрузках и воздействиях на здание. Конструктивные системы зданий, бескаркасная (стеновая), каркасная (рамная, связевая, рамно-связевая), с неполным каркасом (комбинированная). Общие сведения о строительных системах зданий в зависимости от применяемых материалов и технологии возведения.
Практическое занятие №2.Конструктивные и строительные системы зданий.
Внеаудиторная самостоятельная работа: вычертить план 1 этажа НКСЭ.
Конструктивные элементы зданий
Основные элементы зданий, их определение, назначение и требования к ним. Общие понятия о конструктивных типах, конструкциях и устройстве фундаментов, стен, отдельных опор, перекрытий, крыш, лестниц, перегородок, окон и дверей.
Практическое занятие № 3Конструктивные элементы зданий.
Внеаудиторная самостоятельная работа: составить графструктуры.
Тема 11.3 Конструкции зданий основных строительных систем
Общие понятия, терминология, конструктивные типы, конструктивные особенности, технико-экономические показатели зданий с несущим остовом из дерева, мелкоштучных камней, крупных бетонных блоков, крупных железобетонных панелей, объемных блоков размером на комнату, монолитного железобетона, железобетонного и облегченного каркаса.
Практическое занятие №4 Конструкции зданий с несущим остовом из различных материалов.
Внеаудиторная самостоятельная работа: дать описание фундамента и цоколя НКСЭ.
Тема 11.4 Конструкции большепролетных зданий с пространственными покрытиями
Общие сведения о пространственных покрытиях, классификация, конструктивные решения. Безраспорные, плоскостные несущие конструкции (балки, фермы); распорные (рамы, арки, своды); перекрестно-ребристые и перекрестно-стержневые системы; тонкостенные пространственные конструкции (оболочки, своды, складки, купола); висячие покрытия (при-груженные, жесткие, однопоясные, двухпоясные, мембранные); пневматические покрытия (воздухоопорные, воздухонесомые).
Внеаудиторная самостоятельная работа: вычертить схемы конструкций
Раздел 12. Конструктивные системы и конструктивные элементы производственных и сельскохозяйственных зданий и сооружений
Те м а 12.1. Конструктивные системы и конструктивные элементы производственных
зданий и сооружений
Общие понятия. Особенности планировочных и конструктивных решений производственных зданий. Основные правила модульной координации размеров. Правила привязки конструктивных элементов к координационным осям. Унификация объемно-пространственных и конструктивных решений. Назначение, конструктивные системы и конструкции производственных одноэтажных двухэтажных и многоэтажных зданий. Назначение, требования, типы и конструкции основных элементов: каркаса: стен, фундаментов, покрытий, окон, дверей, фонарей, полов. Назначение осадочных и температурных швов.
Практическое занятие №5 Конструктивные системы, конструктивные элементы и конструкции производственных зданий.
Внеаудиторная самостоятельная работа: вычертить конструктивные элементы дать описание конструкций НКСЭ
Тема 12.2. Конструктивные системы и конструктивные элементы сельскохозяйственных зданий и сооружений
Общие понятия, конструктивные системы, конструктивные решения. Основные элементы несущего состава. Конструктивные решения зданий для скота, птицы, теплиц, складов и хранилищ.
По выданным преподавателем проектам и литературным источникам изучить, произвести анализ и дать описание конструкции одного из типов сельскохозяйственного здания.
Раздел 13 . Основы технологии строительства
Основные понятия и положения по технологии возведения, зданий и сооружений основных строительных систем
Строительная продукция. Строительные работы, их структура. Классификация. Циклы общестроительных работ. Проектная и нормативная документация.
Разновидности земляных сооружений. Понятие о технологии возведения выемок и насыпей при вертикальной планировке, устройстве выемок, подпорных стенок, террас. Геодезическое обеспечение выполнения работ. Основные понятия о классификации методов возведения зданий. Области применения строительных кранов, механизмов и технологической оснастки для различных типов зданий.
Основные понятия о технологической последовательности возведения крупнопанельных, крупноблочных, панельно-блочных, каркасных, каркасно-панельных зданий. Виды контроля в процессе монтажа.
Внеаудиторная самостоятельная работа: изучение проектной нормативной документации
Тема 13.2 Основные понятия и положения по технологии реконструкции и модернизации зданий.
Понятие об этапах осуществления реконструкции объекта. Виды работ, их технологические особенности. Общие понятия о реконструкции жилых, общественных зданий и промышленных объектов. Контроль качества работ.
Внеаудиторная самостоятельная работа: составить графструктуры.
Внеаудиторная самостоятельная работа
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Строительные материалы и строительные конструкции
Оборудование учебного кабинета:
— посадочные места по количеству обучающихся;
— рабочее место преподавателя;
— комплекты плакатов: «Строительные конструкции», «Строительные материалы»
1 Буга П.Г. «Гражданские, промышленные и сельскохозяйственные здания». М: Высшая школа, 2013.
2 Благовещенский Ф.А., Букина Е.Ф. «Архитектурные конструкции». М.: Высшая школа, 2013.
3 Под редакцией Казбек-Казиева З.А. «Архитектурные конструкции». М.: Высшая школа, 2012.
4 Под редакцией Маклаковой Т.Г. «Конструкции гражданских зданий». М.: Стройиздат, 2012.
5 Маклакова Т.Г. Нанасова СМ. Конструкции гражданских зданий. АСВ. М., 2010 г.
6 Шерешевский И.А. «Конструирование гражданских зданий». М: Стройиздат, 2011.
7 Шерешевский И.А. «Конструирование промышленных зданий и сооружений». М: Стройиздат, 2010.
Технические средства обучения:
— компьютер с лицензионным программным обеспечением и интерактивная доска
— DVD и CD диски по строительным материалам и строительным конструкциям.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
СНиП 2.01.07-85*»Нагрузки и воздействия».
СНиП И-3-79 «Строительная теплотехника».
СНиП 2.02.01-83*»Основания зданий и сооружений».
СНиП П-7-81* «Строительство в сейсмических районах».
СНиП 2.02.04-88 «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах».
СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения»
СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства».
СНиП 11-02.96 «Инженерные изыскания для строительства»
СНиП 23-01-99 «Строительная климатология»
СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные»
СНиП 31-03-2001 «Производственные здания»
СНиП 31-04-2001 «Складские здания»
ГЭСН 2001 Сборники государственных элементных сметных норм на общестроительные работы
ФЭР-2001. Сборники федеральных единичных расценок на общестроительные работы.
ГЭСНр 2001, Часть 2 «Сборники государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы»
ФЭРр — 2001 Сборники Федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы.
1 Буга П.Г. «Гражданские, промышленные и сельскохозяйственные здания». М: Высшая школа, 2013.
2 Благовещенский Ф.А., Букина Е.Ф. «Архитектурные конструкции». М.: Высшая школа, 2013.
3 Под редакцией Казбек-Казиева З.А. «Архитектурные конструкции». М.: Высшая школа, 2012.
4 Под редакцией Маклаковой Т.Г. «Конструкции гражданских зданий». М.: Стройиздат, 2012.
5 Маклакова Т.Г. Нанасова СМ. Конструкции гражданских зданий. АСВ. М., 2010 г.
6 Шерешевский И.А. «Конструирование гражданских зданий». М: Стройиздат, 2011.
7 Шерешевский И.А. «Конструирование промышленных зданий и сооружений». М: Стройиздат, 2010.
8 Трепененков Р.И. «Альбом чертежей конструкций и деталей промышленных зданий». М.: Стройиздат, 2010.
9 Данилов Н.Н., Булгаков С.Н., Зимин М.П. «Технология и организация строительного производства». М.: Стройиздат, 2013.
10 Под редакцией Коротеева Д.В. «Справочник мастера-строителя». М.: Стройиздат, 2013.
11 Синянский И.А., Манешина Н.И. Типология зданий и сооружений. Учебное пособие. Изд. Центр «Академия», М., 2013.
12 Микульский В.Г. Строительные материалы и изделия. Под редакцией — М Издательство. А.СВ. 2012 г.
13 Попов К.М., Каддо МБ. оценка качества строительных материалов — М. Издательство, АСВ, 2013 г.
14 Попов К.Н. Материаловедение для каменщиков, монтажников конструкций — М.: Высшая школа 2012 г.
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
— визуально определять вид строительного материала,
Защита лабораторных работ
— классифицировать материал по применению в зависимости от его свойств;
творческая работа, тестирование
— классификацию, номенклатуру, качественные показатели, область применения строительных материалов;
контрольное тестирование, выполнение индивидуальных заданий
— — физические, механические, химические, биологические и эксплуатационные свойства строительных материалов
рефераты, контрольное тестирование
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛУ
- Требования к строительным материалам
- Классификация строительных материалов
- Эксплуатационные требования к материалам
- Строение и основные свойства строительных материалов
- Физико-химические методы оценки состава и структуры
- Механические свойства
- Состав, строение и свойства сырья для производства строительных материалов
- Осадочные горные породы
- . Метаморфические горные породы
- . Техногенные отходы
- Древесина и материалы из неё
- Строение и состав древесины
- Основные древесные породы, применяемые в строительстве. Общие сведения эксплуатационно-техническим свойствам
- Характеристика и применение природных каменных изделий
- Керамические материалы. Общие сведения
- Сырье для производства керамических материалов
- Общая схема производства керамических изделий
- Структура и общие свойства керамических изделий
- Стеновые изделия
- Облицовочные изделия
- Керамические изделия для кровли и перекрытий
- Санитарно-технические керамические изделия и трубы
- Специальные керамические изделия
- Использование отходов в керамическом производстве
- Материалы на основе минеральных расплавов
- Материалы и изделия из стекольных расплавов
- . Неорганические вяжущие вещества. Общие сведения
- Гипсовые вяжущие вещества
- .Виды и применение воздушной извести
- Технологические схемы производства цемента
- Строительные материалы на основе неорганических вяжущих веществ. Общие сведения
- Материалы на основе гипса
- Материалы на основе извести (силикатные изделия)
- Материалы на основе цемента
- Бетоны. Тяжелый бетон. Легкие бетоны
- Особые виды бетона
- Строительные растворы. Виды строительных растворов
- Материалы для изготовления растворных смесей
- Сухие строительные смеси
- Материалы на основе битума
- . Битумные вяжущие вещества
- Дегтевые вяжущие вещества
- Асфальтовые бетоны и растворы
- Основы технологии пластмасс
- Кровельные, гидроизоляционные и герметизирующие материалы
- Теплоизоляционные материалы
- Акустические материалы. Общие сведения
- Звукопоглощающие материалы
- Звукоизоляционные материалы
- Отделочные материалы. Общие сведения
- Красочные материалы
- Природный и искусственный камень
- Керамика, стекло, металл
- Общие положения по проектированию зданий и сооружений
- Типизация, унификация и модульная координация размеров в строительстве
- Конструктивные и строительные системы зданий
- Конструкции зданий основных строительных систем
- Конструкции зданий с несущим остовом из различных материалов
- Конструкции большепролетных зданий с пространственными покрытиями
- Конструктивные системы и конструктивные элементы производственных зданий и сооружений
- Конструктивные системы и конструктивные элементы сельскохозяйственных зданий и сооружений
- Основные понятия и положения по технологии возведения, зданий и сооружений основных строительных систем
- Основные понятия и положения по технологии реконструкции и модернизации зданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно оценочных средств учебной дисциплины МДК 03.01. Технология эксплуатации конструктивных элементов здания из различных видов материалов. по профессии 270802.13 «Мастер жилищно-коммунального хозяйства»
Контрольно оценочны средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу МДК 03.01. Технология эксплуатации конструктивных элементов здания из разли.
Календарно-тематический план междисциплинарного курса МДК 03.01. Технология эксплуатации конструктивных элементов здания из различных видов материалов.
Календарно-тематический план по ПМ 03 Выполнение работ по эксплуатации и ремонту зданий, сооружений, конструкций, жилищно-коммунального хозяйства. МДК 03.01. Технология эксплуатации конструктивных эле.
Конспект открытого урока по дисциплине: «Иностранный язык: Английский» Тема: Строительные материалы. Древесина. Части речи. Пассивный залог.
Сочетание спецдисциплин и иностранного языка способствует повышению учебной мотивации. При переводе технических текстов студенты демонстрируют свои знания по дисциплинам: «Строительные материалы.
Строительные материалы и конструктивные части зданий
Тесты по предмету «Строительные материалы и конструктивные части зданий».
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА) для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений базовой подготовки ПРОЕКТИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНОЙ ЧАСТИ ПРОЕ
Методические указания по выполнению дипломного проекта разработаны на основе рабочей программы ПМ.01 Проектирование зданий и сооружений. Содержание дипломного проекта ориентировано на формирование общ.
Методическая разработка открытого урока «Область применения древесины в строительстве» по ПМ 01. МДК 01.01. Участие в проектировании архитектурно-конструктивной части проекта здания
Цели урока:- обучающая: расширить знания учащихся вобласти применения древесины;- развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить сравнения, делать необходим.
Источник https://nsportal.ru/npo-spo/arkhitektura-i-stroitelstvo/library/2015/11/21/stroitelnye-materialy-i-konstruktivnye-chasti